© 2016 by vitvalson

  • Grey Twitter Icon
Recent Posts

Истоки лени

Что такое лень знают все. Многие родители обеспокоены тем, что их ребенок ленив, недостаточно трудолюбив и безынициативен. Да что дети, взрослые порой и сами страдают от собственной лености. Мы попробуем найти корни этой напасти и понять, что с этим можно делать.

Надо заметить, что говорить о лени приходится только у детей постарше, школьников, подростков. Про маленьких детей мы редко услышим, что они ленивы. Это связано с тем, что лень появляется только на фоне строгих требований, от которых более или менее защищены дошкольники. Однако, как мы увидим, причины лени могут скрываться в самом раннем возрасте.

В психологии не существует такого понятия – лень. Скажем прямо, оно носит житейский негативный окрас, это обвинение, открытая моральная оценка, что недопустимо в научном исследовании. Обычно мы говорим, что человек ленив, когда он не хочет ничего делать. Значит, лень – это недостаток такого желания (или недостаток мотивации).

Но что же нас заставляет что-то делать, почему мы все не валяемся в безделии, а трудимся, проявляем активность? Кажется, есть четыре причины для этого:

  1. Интерес, любопытство, любознательность;

  2. Желания и потребности, которые необходимо удовлетворять;

  3. Самореализация, стремление к успехам и саморазвитию, к достижениям;

  4. Сопротивление, противодействие, активность вопреки чему-то.

Есть еще одна причина, которая, вроде бы, к труду не имеет отношения – это развлечение, игра. И все же, она также побуждает нас к активности, к действиям, созданию чего бы то ни было. Но пойдем по порядку.

С чем нельзя путать лень

Первое, что я спрашиваю у родителей, которые жалуются на лень своего ребенка, - каков его распорядок дня. Часто оказывается, что юный человек живет по расписанию взрослого: подъем рано, целый день обязательные и дополнительные занятия, потом еще уроки, а ложится поздним вечером, а то и ночью. Лень часто путают с переутомлением!

Взрослые забывают, что учиться – очень сложная работа, требующая больше усилий, внимания, усердности, чем многие занятия самих взрослых. Сил тратится много, а времени на отдых порой почти не остается. В таких случаях ребенок и рад бы выполнять все высокие требования родителей и учителей, но он просто не в состоянии с этим справляться. Почему-то жалобы на усталость от детей принимать не очень принято, ответом на них часто становится: «А ты что, много работал?» - при этом забывают, что учеба в школе важная и трудная работа, после которой просто необходимо отдохнуть.

Нагрузки ребенка должны быть распределены в меру его сил и возможностей. Иначе родитель рискует оказаться в роли погонщика, обвиняющего в лени загнанную лошадь. Чтобы этого не произошло, надо внимательно следить за тем, сколько способен ребенок трудиться, какой ему нужен отдых (обычно выносливость детей с годами растет, но в переходном возрасте может резко упасть по физиологическим причинам). Хорошо сверяться с самим ребенком: спрашивать, сколько ему нужно времени для отдыха и как бы он хотел его провести. И кстати, занятия математикой не являются лучшим отдыхом от чтения! Если ребенок не имеет собственного времени, которым он волен распоряжаться, он может все время чувствовать себя уставшим, а взрослые – считать его ленивым.

 

Лень необходимо отличать от сильного стресса! Негативные переживания ребенка могут вызвать у него апатию, а иногда депрессию, которые нельзя путать с ленью. В таких случаях важно разобраться, что могло привести к подавленному состоянию. Дети очень чувствительны к тому, как к ним относятся другие, особенно взрослые. Сильные негативные переживания в школе и дома могут привести к тому, что у ребенка «опускаются руки». В таком случае бессмысленно ругать его, обзывать лентяем – это только усугубляет подавленность.

Кроме того, дети невероятно чувствительны к тому, что происходит в семье – к отношениям между родителями, семейным утратам, недомолвкам. Все это так же может вызывать подавленность и нежелание что-либо делать. В таких случаях важно быть искренним с ребенком, постараться помочь ему, не втягивая при этом в конфликты. Часто имеет смысл обратиться к специалистам как ребенку, так и его родителям.

 

И еще ленью не является положение вещей, когда ребенок делает много чего, но результата не получает. Такие дети хватаются за одно, не закончив бросают, переходят к третьему, а в итоге оказывается, что ничего не сделано. Это трудолюбивые дети, которые не умеют пока организовать себя – довести начатое до конца. Им нужна помощь от взрослых в организации, планировании, в наслаждении результатом, а не только процессом их трудов. Удивительно, но этому тоже нужно учиться.

 

Откуда берется лень?

Интерес

Мы уже договорились, что мы будем говорить не про лень, а про те причины, которые побуждают нас что-то делать (мотивы). Посмотрим, как они развиваются вместе с ребенком.

Новорожденный младенец не может быть ленивым – от него и не требуется никакого труда, активности. Но вот он подрастает, становится немного более самостоятельным, и его активность и непоседливость не только появляется, но расцветает с каждым днем, не давая покоя родителям. Пока все его потребности удовлетворяются взрослыми – ему тепло, достаточно сытно и комфортно. Но наш малыш предпринимает титанические усилия – он заползает всюду, куда возможно, достает до чего дотягивается, все пробует. Ему интересно и любопытно – это то, что побуждает его к активности. Пик такого поведения наступает примерно к году. В этом возрасте закладывается основа мотивации интереса, любознательности.

Вообще, все дети любопытны! Признаться, это не очень удобно взрослым. За маленьким следопытом не уследишь – он везде сует свой нос. Часто это тревожит, иногда раздражает родителей. Дети очень чувствительны к эмоциям и отношениям: видя недовольство взрослых, они решают, что быть любознательным плохо. И тогда их интерес постепенно гаснет. Ребенок может стать спокойней, но заинтересовать его чем-то впоследствии будет сложнее. Про таких детей говорят: ему ничего не интересно.

Конечно, так происходит далеко не всегда. Хотя маленький исследователь производит много хлопот, что почти всегда вызывает недовольства, тяга к изучению окружающего мира очень сильна, ее не так легко победить. А если ребенку предоставляют много интересного для исследования, его мир разнообразный и насыщенный, то любознательность будет развиваться и дальше, принося свои плоды в более поздних возрастах.

Что же делать, если у достаточно взрослого ребенка нет интереса ни к чему? Если это не переутомление и не подавленность, то нужно возвращать ему любознательность, способность удивляться. Увы, приходится доделывать то, что не сделано в раннем детстве: замечать разнообразие окружающего мира, учиться удивляться разным простым и сложным вещам, задаваться вопросом, как что устроено, как что пахнет, ощущается на вкус, выглядит и так далее. Это трудная работа, если она не сделана в свое время, требующая кропотливого труда и внимания со стороны взрослого.

Но стоит заметить, что отсутствие интереса и любознательности ни в коем случае нельзя путать с отсутствием интереса к тому, что должно интересовать по мнению взрослого. Ребенок может интересоваться чем-то другим, быть в этом специалистом, самостоятельно искать информацию об этом. Это значит, что с любознательностью у него все в порядке, а вот со взрослым интересами не сошлись.

 

Инициативность

Вернемся к нашему младенцу. Вот он изучает мир и постепенно растет. Со временем ему хочется все больше самостоятельности. Теперь он становится недоволен тем, что все его потребности удовлетворяют взрослые – ему хочется делать это самому. Пика этот процесс достигает примерно к 3-м годам. Ребенок к этому времени начинает самостоятельно ходить на горшок, пытается принимать активное деятельное участие в домашних делах, порой раздражая взрослых требовательным криком «Я сам!» Примерно в этом возрасте малыш хочет сам удовлетворять свои потребности, обеспечивать себя минимально необходимым, на столько, на сколько он может. В этом же возрасте он начинает определять, чего он хочет, а чего нет, мучая своими хотениями и нехотениями взрослых.

Да, это очень тяжелый период для родителей! Ведь хочет ребенок многое, а может пока чуть-чуть. Отказы, непослушание, неловкие попытки что-то делать, помогая родителям, своеволие и творческое безобразие – испытания для терпения взрослых. Своими капризами и стремлением к самостоятельности дети этого возраста порой очень досаждают. Но это так важно для будущего трудолюбия!

Чтобы что-то делать (помните?), необходимо желать чего-то. И еще – решиться свое желание реализовывать. Дети этого возраста как раз учатся желать и удовлетворять свои потребности. Это нелегкий путь – и распознать свои желания трудно, а еще и представить их так, чтобы взрослые поняли, не отмахнулись от них, совсем сложно.

Иногда взрослые не выдерживают. Во-первых, они объясняют ребенку, чего он должен хотеть, а чего нет (а значит, лишают его собственных желаний, природных). Во-вторых, они не дают ему самому делать что-либо («Оставь, у тебя не получится!» «Ну что ты натворил». «Не делай ничего сам!» - так отбивается трудолюбие). И тогда, зарождающаяся в этом возрасте инициативность ребенка начинает увядать. Он не только перестает пытаться удовлетворять свои потребности, но и сами желания у него как будто отсутствуют. Подрастая, он становится ребенком, который ничего не хочет.

Столкнувшись с этим в ребенке постарше, приходится учить его желать и решаться что-то делать. Определять свои собственные желания нелегко, особенно если нет такой привычки. Иногда желания пугают, если они долго были под запретом. Чтобы развить умение желать, надо позволять ребенку самому выбирать, чего ему хочется. Это не всегда приятно и легко родителям – проще запретить, чем договориться,- но это необходимо.

Важно позволять ребенку самому осуществлять свои желания. Пусть неумело, пусть придется переделывать, но ребенок узнает, что он на что-то способен, что у него получается, что он может что-то сделать сам. Со временем, развивая инициативу у детей, родители подрастят себе настоящих помощников!

Когда ко мне приводят «ленивых» школьников, я часто спрашиваю, что они делают по дому. За редким исключением, обязанностей на их долю не находится.  Родители приучают, что за ребенка все сделано, что от него не ждут инициативы и удовлетворения хотя бы собственных насущных потребностей. Так откуда возьмется трудолюбие?

Поддержка желаний, помощь в самостоятельности, ответственность и появление выполнимых и интересных обязанностей у ребенка помогают справиться с такой «ленью».

 

Самореализация

Ребенок подрастает и собирается в школу. Обычно дети хотят туда идти – ведь возможность проявить себя, достичь чего-то, стать взрослым привлекает ребенка. Однако может быть иначе. Если ребенок не проявляет желания идти в школу, ему там не нравится, то может появиться стойкое негативное отношение к учебе, и в ее лице к труду. Так происходит не редко, но в причинах этого необходимо разбираться индивидуально.

Если ребенок, все же, хотел в школу, пошел туда с удовольствием, то у него появляется возможность реализовать себя. Конечно, он и раньше это делал (рисуя, лепя, начиная читать), но не так систематично, не по таким высоким требованиям. Дети стремятся добиваться успехов и с радостью сообщают о них родителям. Им тяжело даются неудачи – они искренне расстраиваются, теряют уверенность в себе. Именно поэтому в первом классе не ставят оценок.

Добиваясь успехов, ребенок спешит поделиться ими с родителями – ему важно, что он может чего-то достигать. Когда родители готовы радоваться вместе с ребенком его достижениям, готовы выслушивать, что нового он узнал (что не всегда интересно взрослым, пока), вдохновляют его на новые успехи, это будет как ни что лучше мотивировать его к учебе и трудолюбию.

Но взрослым нелегко, и порой они отмахиваются от успехов детей, принимая их как должное, зато обращают пристальное внимание на неудачи. А ведь неудачи в начале школьного пути, да и потом, почти неизбежны. Обеспокоенный сам собственным провалом, часто воспринимая его трагически, ребенок, столкнувшись с порицанием взрослых, легко теряет уверенность в себе. У него формируется особое поведение – избегание столь страшных для него неудач.  А легче всего избегать неудачи, ничего не делая! Если вы и не пробовали взяться за задачу, невозможно сказать, что вы ее не смогли решить. Такие дети часто обвиняются в лени. Иногда про них говорят: способности есть, а делать ничего не хочет. Но это в лучшем случае, порой и способностей не замечают (хотя они, безусловно, есть у всех).

Чтобы такие дети могли стать трудолюбивыми, им тоже нужна помощь. Чтобы справиться со страхом неудачи, ребенку необходимо больше уверенности в себе, а значит, поддержки и одобрения со стороны взрослых. Если он сам не верит в свои силы, тратя их на избегание проверки, то взрослым приходится верить в него за двоих, демонстрируя ему его собственные успехи и достижения. Доброжелательное и уважительное отношение, которое принято среди взрослых, также необходимо и ребенку. Кстати, такие дети, иногда, выглядят чрезмерно самоуверенными, но это иллюзия, которую они старательно создают.

Таким детям важно находить те области, в которых они действительно могут быть успешными – ведь они очень нуждаются в этом. Помочь им найти такие области, принимать и уважать их успехи, не усердствовать в критике – вот средства борьбы с «ленью» такого рода.

 

Протест

Школьник становится подростком. Подростков чаще всего обвиняют в лени. Они часто своевольны, дерзки и реагируют негативно на просьбы, а тем более, на требования и приказы. Они так хотят быть взрослыми, не зная пока, что это означает. Но чего они точно не хотят – это подчиняться! И это закономерность возраста: совсем скоро они действительно станут взрослыми, и сейчас им необходимо научиться отстаивать себя, стать самостоятельными, отделяться от родителей.

Однако родители часто настаивают, требуют, велят. А подростки не выполняют, не выполняют, не выполняют. И слывут за это ленивыми. На самом деле, это не так: из духа противоречия они могут быть очень трудолюбивы. Бывает, подростки совершают массу удивительных и сложных вещей, добиваются успехов и признания, но по-прежнему считаются лентяями в своем доме.

Родителям иногда тяжело принимать сопротивление и своеволие подростка. Они становятся требовательными, а подросток только сильнее бунтует. Эти силы увеличиваются пропорционально: чем сильнее принуждение, тем сильнее сопротивление. И никто не хочет уступать. Для ребенка это жизненно важно – доказать себе и родителям, что он самостоятельный, независимый. Но и родителям бывает трудно уступить.

При этом парадоксально: если требования снижаются, то и сопротивление падает. Талантливые учителя, зная эту особенность подростков, иногда дают парадоксальные требования, запрещая, к примеру, читать, тем самым возбуждая интерес к чтению (но это действует не всегда).

Родителям такого подростка важно решиться прекратить борьбу, столь важную для ребенка, но не такую необходимую для взрослого. Увидеть, в чем ребенок трудолюбив - возможно, просто не в том, что от него ожидают. Попробовать уважать мнение и интересы подростка, договариваться с ним, просить, устанавливать правила и согласованные договоры. Это поможет избежать конфликтов и позволит увидеть в подростке не бунтаря, а возможного партнера, интересного человека.

 

Игра

Безусловно, все побуждающие причины активности, труда, которые мы попытались описать, есть в каждом возрасте. Но каждая из них наиболее чувствительна, наиболее активно развивается и требует повышенного внимания в определенные годы. Интерес, любопытство – около года; желания, инициативность – около 3х лет; стремление к самореализации – при поступлении в школу; противостояние – в подростковом возрасте.

Мы не упомянули еще одну причину активности – игра. Она, как, впрочем, и другие, есть во всех возрастах, но ее основное время – от 3х до 6ти лет. Иногда о ней забывают позже, а зря!

Игра – это простой и безболезненный путь повысить трудолюбие и мотивацию ребенка. В игре он может проявлять любознательность, безопасную самостоятельность. В игре ребенок пробует и определяет свои желания и потребности. В игре не так страшны поражения и проще добиться успехов, научиться прикладывать усилия. В игре легче преодолевать противостояние и находить компромиссы!

Все что для этого надо – решимость, готовность взрослых поиграть с ребенком, и уверенность в том, что игра (как ни странно) – лекарство от лени!

 

Заключение

Итак, если вы подозреваете ребенка в лени:

  1. Убедитесь, что на его поведение нет медицинских причин – обратитесь к педиатру, невропатологу.

  2. Убедитесь, что имеете дело именно с ленью, а не с реакцией на стресс, подавленным состоянием.

  3. Оцените, насколько загружен ребенок – возможно, его «лень» является переутомлением, завышенными требованиями со стороны взрослых, мольбой об отдыхе.

  4. Если вышеперечисленное не верно, и это все-таки отсутствие трудолюбия, лень, нежелание ничего делать, попробуйте понять, что за этим лежит:

- сниженный интерес;

- отсутствие самостоятельных желаний и инициативы по их удовлетворению;

- отсутствие стремления к самореализации, страх неудач;

- протест на принуждение.

 

   5. Поняв причину, постарайтесь изменить свои отношения с ребенком таким образом,   чтобы помочь ему взрастить в себе недостающую побудительную силу.

   6. Используйте естественное стремление детей к игре для преодоления «лени».

 

Виталий Сонькин

Психолог, заместитель директора государственного психологического Центра «РОСТ»

Текст опубликован в журнале "Мама, папа, я - здоровая семья" в 2009 году

Распространение приветствуется при указании авторства

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Please reload